Увлажнители воздуха для детских садов и школ
В статье объясним почему важно поддерживать влажность воздуха в помещениях образовательных учреждений (детских садов, школ). Приведем выдержки из нормативных документов. Рассмотрим как влажность и температура воздуха влияют на работоспособность и иммунитет. Расскажем как правильно подобрать увлажнитель воздуха для детского сада или школы, разберем распространенные ошибки.
Для чего нужен увлажнитель воздуха в образовательном учреждении
Сухой воздух в помещениях образовательных учреждений становится ощутимой проблемой на большей части нашей страны в зимний период. Это связано с отрицательной температурой воздуха на улице и отоплением в помещении. В странах с тёплыми климатом таких проблем нет.
Сухой воздух в школах и детских садах порождает ряд проблем:
- Пересыхание слизистых поверхностей носоглотки и глаз снижает иммунитет сотрудников и повышает количество больничных.
- Повышается риск заражения инфекциями которые передаются воздушно-капельным путём.
- Увеличивается испарение влаги с кожи, что приводит к сухости кожи и обострению хронических болезней кожных покровов.
- На предметах скапливается статический электрический заряд, который “бьет током” детей и выводит из строя технику.
- Работоспособность снижается, дети быстрее устают и становятся раздражительными. У некоторых учащаются головные боли и носовые кровотечения.
Для борьбы с проблемой сухого воздуха используют специальные приборы — увлажнители воздуха.
Какая влажность должна быть в школе и детском саду по санитарным нормам
“Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания”. Таблица 5.34 стандарта содержит допустимые параметры температуры (°C) и относительной влажности (% RH) в помещениях детских учреждений:
-
Помещения для занятий для детей от 3-х до 7-ми лет
Температура: 21-24 °C
Влажность: 40-60 % -
Учебные помещения для детей старше 7-ми лет
Температура: 18-24 °C
Влажность: 40-60 %
Влажность в школе и детском саду зимой без увлажнителя
Без использования увлажнителей воздуха относительная влажность воздуха в образовательных помещениях в зимний период обычно ниже 20%. Если ваш гигрометр показывает в январе больше 20% и вы при этом не находитесь в одном из южных регионов России, то стоит усомниться в корректности работы прибора. Причём, чем лучше вентиляция и меньше людей в помещении, тем ниже относительная влажность воздуха.
Почему зимой в школе и детском саду низкая влажность?
Вопреки распространенным заблуждениям причиной сухого воздуха не являются батареи. Относительная влажность воздуха падает при нагреве в связи с тем, что увеличивается максимально возможное влагосодержание воздуха, тогда как масса водяных паров в воздухе остается неизменной. Учитывая кратность вентиляции и размер помещений в детских садах невозможно достигнуть необходимой влажности воздуха такими морально устаревшими методами, как частая влажная уборка или развешиванием на батареях мокрых тряпок. Обычный домашний увлажнитель в большинстве случаев также не обеспечит достаточной производительности.
Абсолютное содержание влаги в воздухе тем ниже, чем ниже его температура. Можно сказать что холодный воздух может задерживать в себе гораздо меньше влаги чем теплый воздух. При этом относительная влажность это отношение текущего количества воды в воздухе к максимальному количеству воды в воздухе при данной температуре.
- При температуре воздуха на улице -20°C в одном кубе воздухе содержится 0.77 грамм воды. Куб воздуха при этой температуре может содержать максимум 0.77 грамм воды. Относительная влажность 100%.
- Воздух с улицы попадает в отапливаемое помещение.
- Температура воздуха повышается до +24°C, но в одном кубе воздуха по прежнему содержится 0.77 грамм воды. Куб воздуха при этой температуре может содержать максимум 18.9 грамм воды. Относительная влажность 4%.
- Люди выдыхают влажный воздух из-за этого относительная влажность повышается, но это повышение незначительно.
Настольные и напольные бытовые увлажнители воздуха
Рассмотрим процесс закупки увлажнителей в образовательное учреждение:
- Руководство принимает решение о закупке увлажнителей.
- Закупщик получает задачу закупить увлажнители.
- Закупщик выбирает увлажнитель на основании повседневного опыта или первой попавшейся информации в интернете.
- Закупается партия бытовых увлажнителей.
- Через две недели руководство обнаруживает, что увлажнители не работают.
Почему бытовые увлажнители не работают?
Организационные причины. Бытовые увлажнители требуют внимания и аккуратного обращения. Кто-то должен правильно установить увлажнители, заливать воду в бак увлажнителя 2-3 раза в сутки, следить за исправностью приборов, регулярно мыть, решать возникающие проблемы.
После покупки часто обнаруживается, что в туалете нельзя налить воду в увлажнитель, так как кран расположен слишком близко к раковине и бак увлажнителя не влазит. Нужно искать место для заправки увлажнителя или наливать воду стаканом. Энтузиазма добровольцев хватает на две недели, после чего им надоедает наполнять бак водой по три раза в день и увлажнитель перестает использоваться.
Ошибка в выборе места установки увлажнителя. 99% бытовых увлажнителей относятся к адиабатическому типу: ультразвуковые и испарительные увлажнители, мойки воздуха. Адиабатические увлажнители относительно, дешёвые, безопасные, и потребляют мало энергии. Проблема в том, что адиабатические увлажнители охлаждают воздух.
Так как свободного места в школах и детских садах как правило не много, часто увлажнители размещаются слишком близко к рабочим местам. В результате рядом с увлажнителем создаются зоны или воздушные потоки с пониженной температурой. Хотя перепад температур составляет 2-3°C, система терморегуляции организма не может нормально подстроится к таким условиям. Находясь в условиях перепада температуры на протяжении всего дня воздуха человек чувствует дискомфорт и выключает увлажнитель.
Испарительные увлажнители и мойки воздуха часто оснащаются производительными вентиляторами и поэтому сильно шумят. Постоянный шум вблизи рабочего места и сильное движение воздуха также побуждает сотрудников выключать увлажнитель.
Помимо всего перечисленного, увлажнитель необходимо разместить вне зоны досягаемости детей.
Использование водопроводной воды. Использование воды из-под крана в ультразвуковых увлажнителях приводит к образованию «белого налёта». Соли жесткости которые содержатся в водопроводной воде выбрасываются в воздух вместе с ультразвуковым туманом и оседают на поверхностях помещения. В первую очередь налёт виден на тёмных поверхностях: экранах мониторов, клавиатурах, оргтехнике, мебели черного и серого цвета. Увеличивается частота и трудоёмкость уборки помещения.
Воду можно подготовить, установив систему обратного осмоса, но это влечет за собой ряд организационных и технических проблем:
- выбор места для системы водоподготовки;
- подвод водопровода и канализации;
- инструктирование персонала откуда брать воду для увлажнителей;
- регулярное обслуживание системы и замена картриджей.
Сотовые или испарительные увлажнители не создают белого налёта, но использование водопроводной воды в этом случае приводит к образованию солей жесткости на соте. Железо, которое содержится в водопроводной воде, приводит к росту микроорганизмов и закисанию. Увлажнитель требует регулярной промывки сотового фильтра и ванны, в противном случае снижается производительность и появляется неприятный запах.
Недостаточная производительность. После покупки и установки бытовых увлажнителей обнаруживается, что влажность в образовательном помещении остается ниже комфортного значения. Причина заключается в том, что в характеристиках бытовых увлажнителей указывается обслуживаемая площадь и закупщик выбирает увлажнитель опираясь на этот показатель.
Однако, эта характеристика не может характеризовать производительность увлажнителя и указывается производителем для удобства неподготовленного покупателя. Для использования в среднестатистической квартире эта характеристика оправдывает себя, но в случае образовательного учреждения не учитывает:
- потолки выше 3 метров;
- вентиляцию здания;
- постоянное открывание дверей;
- не сплошные перегородки.
Указанная площадь обслуживания подразумевает площадь изолированной комнаты, а не зону в помещении. Увлажнение отдельных зон — чрезвычайно сложная техническая задача, которая редко себя оправдывает.
Проветривание, работа приточной вентиляции, частое открывание или отсутствие дверей в комнатах увеличивают необходимый расход воды в 2-4 раза. В результате, если закуплены приборы без запаса производительности, достичь влажности в помещении не удается.
Что делать если бытовые увлажнители уже закуплены
- Установить систему водоподготовки в санузле или другом подходящем месте.
- Разместить увлажнители вблизи радиаторов отопления, на достаточном расстоянии от рабочих мест.
- Назначить ответственных сотрудников и определить круг их обязанностей:
- Регулярно наполнять увлажнители водой в течение рабочего дня.
- Наполнять увлажнители водой перед уходом с работы и в начале рабочего дня.
- Проводить регулярный осмотр и обслуживание увлажнителей в соответствие с руководством по эксплуатации.
- Проводить регулярный осмотр и обслуживание системы обратного осмоса в соответствие с руководством по эксплуатации.
- Установить назначенным сотрудникам прибавку к заработной плате за выполнение дополнительных функциональных обязанностей.
Настенные бытовые увлажнители воздуха
Настенные бытовые увлажнители воздуха обладают рядом преимуществ по сравнению с напольными моделями:
- Размещаются высоко от пола, вне зоны досягаемости детей;
- Подключаются к водопроводу и автоматически наполняются водой;
- Управляются удаленно при помощи пульта или путем подачи/отключения электроэнергии.
Основным недостатком таких увлажнителей остается невысокая производительность.
Автономные и стационарные ультразвуковые увлажнители воздуха
Увлажнители обладают корпусом из нержавеющей стали и системой воздуховодов. Такой увлажнитель можно установить в смежном техническом помещении и обеспечить выход тумана в целевое помещение через вентиляционную решетку. Увлажнители доступны практически любой производительности, что позволяет использовать один увлажнитель для помещений большого объема.
Стационарные увлажнители подключаются к водопроводу с использованием системы обратного осмоса, для предотвращения образования белого налета.
Автономные увлажнители обладают большой емкостью для воды, поэтому персоналу придется реже набирать воду в увлажнитель, по сравнению с бытовыми моделями.
Встроенные системы увлажнения воздуха для детских садов и школ
В отличие от бытовых увлажнителей, централизованные системы увлажнения воздуха не требуют внимания сотрудников. Вам придется прибегнуть к услугам профессионалов для монтажа такой системы и сервисного обслуживания 1-2 раза в год. В остальное время увлажнитель будет работать автономно, вам потребуется только установить нужную влажность на пульте управления.
Существует несколько вариантов централизованных систем увлажнения воздуха. Подробно рассмотрим каждый вариант, обозначим преимущества и недостатки.
Канальные увлажнители воздуха
Встраивается в существующую систему вентиляции или устанавливается в комплекте с системой рециркуляции воздуха. Один или несколько датчиков влажности размещаются в помещении и управляют работой увлажнителя.
Преимущества канальных увлажнителей для помещений школ и детских садов:
- Автоматическая подача воды в увлажнитель
- Равномерное распределение увлажнённого воздуха по помещению без перепада температуры и воздушных потоков
- Один увлажнитель может обслуживать несколько помещений
- Автоматическая промывка и ультрафиолетовая дезинфекция внутренней поверхности корпуса увлажнителя
- Обслуживание 1-2 раза в год
- Возможность постоянной дезинфекции воздуха ультрафиолетом
- Возможна установка калорифера для поддержания комфортной температуры воздуха на выходе увлажнителя
- Незаметный для сотрудников процесс поддержания комфортной влажности
Недостатки канальных увлажнителей для помещений школ и детских садов:
- Относительно высокая цена оборудования для небольших помещений
- Необходимость привлечения специалистов по вентиляции для монтажа и обслуживания
Цены на канальные увлажнители для для помещений школ и детских садов:
Сотовые канальные увлажнители. Посмотреть все модели в каталоге ->
Заполните опросный лист и наш инженер подберёт канальный увлажнитель воздуха для образовательного учреждения.
Автоматическое поддержание и контроль влажности до 70%.